По понятиям - что значит? Светлана Стивенсон Жизнь по понятиям: «реальные пацаны» и их моральные правила Тип по понятиям.

1 Тюремная романтика с самого детства тревожит душу неокрепших подростков, которые мечтают стать такими же сильными личностями, как и зеки. Некоторым это удаётся, и они отправляются по этапу, а другие остаются с мамочкой и папочкой в тёплой квартире, о чём весьма сожалеют, мечтая о Колыме (шутка ). Как бы то ни было, почти вся молодёжь использует в своей повседневной речи воровское арго, даже не представляя подлинное значение того или иного слова. Для того, чтобы наконец расшифровать самые таинственные термины, советую заглянуть на наш сайт сайт, где вы сможете найти много полезной и познавательной информации. Добавляйте нас в закладки, чтобы не пропустить самые свежие статьи. Сегодня мы поговорим об ещё одном популярном выражении, это По понятиям , что значит вы можете прочесть немного ниже.
Впрочем, перед тем, как я продолжу, мне бы хотелось посоветовать вам ознакомиться с ещё парочкой интересных статей по тематике тюремного сленга . Например, что значит Беспредел , кто такой Пидр , как понять Намазать лоб зелёнкой ; что означает Закрысил и т. п.
Итак, продолжим, что значит По понятиям ?

Понятия - это неписанные нормы поведения и правила, которые "понятны " абсолютно всем


Синоним слова Понятия : свод законов.

Жить по понятиям - означает придерживаться и чтить все воровские законы, и следовать всем их установкам


В наше время воровские идеи овладели умами достаточно большого количества людей, преимущественно подросткового возраста. Современные криминальные правила сформировались не за один день, а точнее прошла почти сотня лет, пока они выкристаллизовались, и обрели современный вид.

В 30-е годы, власть обратила внимание на засилье так называемых "блатных ", и стала с ними активно бороться, отправляя их за решётку за малейшую провинность. Однако, преступники в те времена были людьми жестокими, битыми жизнью, и не могли не ответить на вызов власти. Чтобы выжить, и сохранить собственные устои, им пришлось сплотиться, и выработать определённый свод законов и поддерживать свой особый порядок. Именно те бурные годы, дали толчок к развитию главных законов воровского мира.

В то время в СССР было голодно и холодно, и многие от "безнадёги " ступали на кривую дорожку. Чтобы не помереть с голоду им приходилось воровать, и грабить добропорядочных граждан, после чего они закономерно отправлялись за решётку. А там их ждали бывалые воры и убийцы, которые обучали их жить по понятиям. Именно тогда появилась высшая каста преступного мира, которая называлась "воры в законе ". В бурные 30-е и 40-е годы, уголовный мир совершенно изменился, и стал кардинально отличаться от того, который был при царской власти.

После того, как "демократия " в лице Германии напала на СССР , многие криминальные элементы отправились защищать свою Родину. За это их "ласково" назвали "суками ", и вообще всячески проклинали и клеймили, как предателей воровского уклада жизни.

После того, как закончилась Великая Война, в которой погибли несколько миллионов русских людей, началась другая масштабная криминальная битва. Дело в том, что с фронта вернулись так называемые "ссученые ", которые попав вновь в тюрьму (по разным причинам), подвергались прессингу со стороны "правильных " воров. В итоге возникла жёсткая конфронтация, последствия которой аукаются до сих пор.

Главные положения воров в законе

Если вы хоть раз общались с представителями этой касты, вы должны быть в курсе что значит По понятиям. Именно эти правила лежат в основе поведения практически каждого криминального элемента.
Так всё же, что значит жить по воровским понятиям? Здесь, как раз всё просто - это значит быть добропорядочным во всех смыслах человеком, то есть порядочным исключительно в своих кругах.

Основные воровские правила:

Не признавать свою вину будучи осуждённым;

Всегда поддерживать своих;

Запрещается заниматься политической деятельностью, работать, прописываться, иметь дело с документами;

Не свидетельствовать против себя или другого человека, не давать показаний;

Научиться хорошо играть в карты, и не мухлевать;

Важно привлекать в криминал молодых людей;

Всегда быть честными по отношению друг к другу. Ведь все преступники по сути своей братья, а предавать своих недопустимо, иначе тебя понизят по иерархической лестнице или просто убьют.

Обратите внимание, какой кодекс у "THUG LIFE ".

Из перечисленных правил вытекают множество других, например, как правильно улаживать конфликты на зоне, собирать дань с сидевших, поддерживать порядок и т. п. Что значит жить по понятиям, спрашивают молодые люди и подростки? На самом деле здесь всё кристально ясно - соблюдать все вышеперечисленные законы. Однако, заключённый хоть и должен придерживаться воровских понятий, но у него всегда есть некая свобода действий. Главное, чтобы его занятия и увлечения не мешали другим "сидельцам ".
В тюрьме понятия сосуществуют параллельно с законами, а порой даже становятся над ними. Поэтому, чтобы выжить в этих условиях, необходимо всегда помнить о грани, за которую лучше никогда не переступать.

Как правило, преступные группировки не размениваются по мелочам, и не нападают на простых граждан. Однако, порой случаются прецеденты (нападения ), и тогда их невозможно убедить, даже приводя в аргументы их моральные принципы. Для тех, кто грабит, существуют только одни понятия, по которым они живут, их при желании можно трактовать таким образом, чтобы было выгодно именно ему (преступнику ).
Поэтому, хотя может у вас и существуют некие зыбкие представления, что значит жить по понятиям , но это не умаляет того факта, что люди отсидевшие свой срок в местах не столь отдалённых, дают себе право вести себя с простыми людьми так, как им будет угодно.

Гопота отличается от сидевших только тем, что они пока видят в воровском своде особую лихость и крутость, и стараются следовать им в своей обыденной жизни. Среди тех, кто "отсидел", подобное поведение не приветствуется, и ему даже было придумано обозначение - "позёрство ".

Прочтя эту небольшую статью, вы узнали что значит По понятиям , и теперь возможно задумаетесь, стоит ли так истово следовать этим правилам и законам.

Разговор с гопником

Слово «гопник» происходит от известного выражения «гоп-стоп», что на языке воровского мира - фене, означает грабеж, незаконное завладение материальными ценностями.

Гопники - это не совсем преступники, как часто принято считать. Они ведут очень тонкую тактику. Вначале «наезжают» на жертву словами, тем самым прощупывают ее, внушают страх или замешательство, а уже потом стараются получить выгоду для себя, например, забрать какие-то ценности: карманные деньги, мобильный телефон, часы. А еще лучше сделать так, чтобы стоящий перед ними человек сам их отдал. Хотя гопник может ничего и не взять, ему крайне важно ощутить свое превосходство и заставить себя бояться.

В разговоре с гопником не стоит взывать к общечеловеческой морали и цитировать законы Конституции. Гопники живут по своим законам - законам улицы и воровского мира. В том и есть их козырь, что они с самого начала навязывают жертве свои правила и заставляет играть по ним на своем поле. Но так как их правил, понятий и выражений мы, обычные люди, не знаем, лучший способ общения с гопотой - это как можно меньше отвечать на их вопросы и не давать о себе конкретной информации. Ведь чем больше ты с ними разговариваешь, тем больше они получают возможностей за что-то зацепиться.

Давай подробно рассмотрим вариант стандартного сценария встречи с уличным гопником, которым с нами поделился знакомый эксперт в области уличных конфликтов.

1. «Эй, пойди сюда!»

Фразы типа: «Эй, постой!» или «Пойди сюда!» - это уже отчасти агрессия, вторжение на твою личную территорию, начало психологической борьбы. Так тебя уже прощупывают, проверяют из какого ты теста. Главное - не трусить раньше времени, даже если ты явно уступаешь в силе, не спешить с выводами и ни в коем случае не подходить. Кто начинает действия, тот и должен их обосновывать, поэтому подходить должен обязательно он. Этим «приглашением» тебя пробуют на зуб, поэтому сопротивляться лучше в начале. Первое впечатление самое важное, поэтому нельзя его испортить. Можно стоять или же идти дальше куда шел. Уверенно и твердо, не опуская головы и глаз, желательно не сутулиться и выпрямить спину.

Как ты сам понимаешь, ответы типа «Сам иди сюда!» не годятся, если только ты не чемпион по боевому самбо. Грубые фразы спровоцируют открытый конфликт. А именно этого они от тебя и ждут. «Чего грубишь?», «Че какой дерзкий?» и пошло-поехало. Не давай им дров для огня.

Если говорят: «Ты что, не слышишь?», «Оглох?», не отвечай на эти вопросы, используй нулевую реакцию. Это следующая проверка «лох» ты или «нормальный пацан». В ответ тупо морозишься, будто ты не понимаешь в чем дело, будь спокоен, будто за твоей спиной армия здоровых богатырей.

Твои первые слова:

Что-то случилось? Мы знакомы? Я тебя не знаю!

При таком спокойствии собеседник тебя, конечно, не забоится, но, по крайней мере, уже будет в некоторой степени опасаться. У него невольно возникнет в голове вопрос: «Почему ты так спокоен? Может ты боксер, бандит, сын олигарха, сотрудник полиции без формы, местный авторитет, за которым 20 отморозков еще круче, чем он сам? Но кем бы ты не был, на лохопеда, которого можно развести, ты пока явно не похож».

Ни в коем случае не продолжай разговор резкими репликами типа: «Не собираюсь вообще с тобой разговаривать», «Какое тебе дело?», «Да кто ты такой, чтобы я отвечал?». Это уже для них грубость, она им и нужна. Говори только нейтральные фразы. Пока ты не дал формального повода для агрессии, ты вполне в комфортном положении.

2. Приветственное рукопожатие - метод лисы

Возможно, что ваша «милая беседа» начнется не с грубого наезда гопника, а с того, что он подойдет и дружелюбно протянет тебе руку. Поздоровается типа по-пацански (напоминает метод Лисы в русских сказках и баснях). Чего он хочет? Не исключено, что это один из главных трюков: после такого жеста «доброй воли» в дальнейшем, если ты вдруг резко захочешь прекратить с ним разговаривать и уйти, он получит возможность возмутиться тем, что ты перестал с ним общаться, что даст ему дополнительные очки: «Я к тебе по-пацански подкатил, клешнями потрясли. Было ж так!? Было! И парни вон все видели. Руку пожал, а потом ты начал понты мне кидать и не захотел разговаривать!» Поэтому для страховки лучше его вообще не трогать.

Да, очень трудно выдержать взгляд и протянутую руку, при этом не жать ее, ведь трафареты вежливости вбиты в нас глубоко с детства. Рука сама потянется, но держи ее. За маской дружелюбия может скрываться хитрый лис. Ведь не просто так он к тебе подошел. Значит что-то ему нужно. Помнишь народную мудрость о том, что ничего просто так не бывает? Так и у подхода этого индивида есть какая-то цель, причем точно для тебя невыгодная. Смотришь внимательно на него, чуть прищурив глаза:

Ты кто? Я тебя не знаю. Мы разве знакомы?

Понимаю, что это трудно, тем более, если твой оппонент явно тебя крупнее или за его спиной толпа. Но ты имеешь на это право по его же понятиям: «правильный пацан» не пожмет руку первому встречному, не узнав вначале, кто перед ним стоит. В тюрьме, например, вообще за руку не здороваются. А порядки тюрьмы для гопника - это святое. И ты не обязан жать первую попавшуюся лапу. Можешь прямо так ему об этом и сказать. Так у него появятся подозрения, что ты знаешь порядки и правила другого мира, законы которого он чтит.

1) Ты кто такой и сам откуда?

2) Есть 10 рублей?

3) Пиво пьешь, празднуешь что ли чего?

4) Чем по жизни занимаешься?

Вопросы могут быть разные, как дружелюбные, так и с наездом. Ни в коем случае не давай сразу ответа! Спокойно присмотрись и уверенно спроси: «Мы знакомы?»

Если непонятные вопросы гопника продолжаются, то дальше надо переходить в наступление: задавать конкретизирующие встречные вопросы, не отвечая на его.

С какой целью интересуешься? (универсальный ответ)

К чему эти вопросы? Тебе что-то конкретно нужно?

Важно понять и запомнить главное - чтобы на тебя напасть нужен повод. Агрессия без повода - беспредел даже для самих уличных гопников. Ведь если бы они были полными отморозками и хотели бы тебя избить, то сделали бы это сразу. От тебя ждут формальный повод и пытаются всячески его найти, спровоцировать его. Пока ты его не дал, ты в безопасности. Поэтому не иди ни на малейшую уступку - не отвечай ничего конкретно. Как только ты что-то отвечаешь, пускай даже самое нейтральное, но по сути вопроса - ты уже попадешься на удочку. И если после этого ты захочешь прервать разговор, у оппонента появляется «моральное право» обвинить тебя в неуважении к себе, получить тот самый повод перейти к предъявам в твой адрес. Ты ведь разговор в начале «поддержал», а потом отказался его развивать. «А это некрасиво, так не делают». Поэтому держаться лучше в начале.

Прямого ответа от него на свой встречный вопрос: «С какой целью…» ты, конечно, не получишь. Он будет выкручиваться и стараться прижать тебя. Возможна масса вариантов дальнейшего развития разговора с его стороны:

1) А что, западло с пацанами побазарить?

2) Че какой дерзкий?

3) Ты че грубишь?

4) Ты меня не уважаешь?

5) Я не понял, че за…?

В ответ на подобные фразы не оправдывайся! Во всех случаях нужно тупо продолжать гнуть свою линию. Ни в коем случае, не отвечай следующее: «Я тебя уважаю, но…», «Я не грублю, но…». Твое «но» будет сразу расценено как слабость. Никаких «нет», «не», и тем более «но».

Западло с нормальными пацанами побазарить?

Ты не ответил на мой вопрос.

А ты на мой!

Собираешься по беспределу наехать?

Ты меня в чем-то обвиняешь?

Просто ответь на мой вопрос. Имею право ПОИНТЕРЕСОВАТЬСЯ!

А я чисто для себя интересуюсь!

Внимание! Именно «ПОИНТЕРЕСОВАТЬСЯ», а не «СПРОСИТЬ». «Спросить» имеет двойной смысл на языке фене: спрашивают с кого-то за что-то, это сразу же будет расценено как наезд. Поэтому лучше вообще в подобном разговоре не употребляй это слово.

Неудачный пример:

Имею право спросить.

Что? Спросить с меня? За что? Обоснуй!

Все, повод найден.

«Для себя интересуюсь» - дежурная стандартная фраза-ответ уличных прилипал на вопрос: «С какой целью интересуешься?» Как только ты услышал подобное, значит, враг дрогнул (или ему нечего сказать). Типа получается, что он просто так подошел поинтересоваться для себя и ничего личного. Теперь главное не перегнуть палку.

Цель его подката была, конечно же, прощупать и наехать. Но этого он никогда не признает, ведь наезд без повода в его кругах также осуждается. Поэтому перед наездом он делает всяческие попытки проверить, кто стоит перед ним, а дальше на основании полученной информации решает, какой найти повод.

Возможно, цикл вопросов может повториться снова в разных вариациях. Просто держись своей позиции - кто начал разговор, тот и должен обосновать причину.

Поэтому на очередное «Западло с нормальными пацанами побазарить?» или «А чего вопросом на вопрос отвечаешь?», справедливо можешь сказать ему, что кто подошел и начал разговор, то и должен объяснить причину, а то это не по понятиям и похоже на беспредел, а правильные пацаны не чинят его на ровном месте! Так ты задаешь вопрос, который заводит его в тупик - он не может ответить, но, по его же правилам, он обязан это сделать.

Или можешь прямо сказать: «Шныря надыбал?» или «Проверка на лоховскую масть?» А затем продолжить говорить ему о том, что косяков за тобой нет и по жизни ты правильный пацан, а это похоже на наезд по беспределу! После этого, вероятно, у гопника появится мысль о том, что ты не какой-нибудь «лох», «оленевод» или заумный «очкозавр», а человек, который живет по понятиям (ну или, по крайней мере, который знает их). После этого гопник станет осторожнее.

Как уже было сказано, многие из гопников не полные отморозки, а вполне адекватные пацаны, бить никого без повода не станут. Они хотят наткнуться на жертву, которая под давлением сама дрогнет и все отдаст. У них, также как и у других живых существ, есть биологический инстинкт самосохранения, они не хотят вступить в конфликт с человеком, от которого могут получить проблемы. Поэтому они тонко проверяют свою жертву, чтобы понять, с кем имеют дело. И самый лучший вариант - с самого начала правильно себя поставить, показать твердость и не говорить ничего лишнего.

4. Осторожное заключение

После того как у гопника не получилось найти повод, чтобы докопаться до тебя, быть проигравшим и находиться в дурацком положении ему, конечно, не захочется, поэтому есть два варианта развития дальнейших событий:

1) От безысходности он начнет драться с тобой, что перенесет его в разряд правонарушителей (с точки зрения закона) и беспредельщиков (с точки зрения понятий). Но это ему, скорее всего, будет не нужно, потому что если бы хотел избить, то сделал бы это сразу.

2) Он начнет говорить, что цель была иная - познакомиться, пообщаться чисто по-дружески, то есть попытается как-то реабилитироваться, уйти от «промаха», перевести результат игры в ничью. Думаю, это тебя вполне устроит, поэтому дай ему эту возможность:

Не знаешь меня? Ну так давай познакомимся!

После того как ты представился, а затем и он, уже можно жать руку.

Если он добавит: «Хочу с тобой как с нормальным пацаном познакомиться» или «Вижу, ты нормальный пацан», ты заработаешь себе бал. Ведь он сам назвал тебя «нормальным пацаном», а это для гопников не простые слова.

Пример:

Дай закурить (позвонить, 10 рублей)!

Слушай, я тебя не знаю.

Тебе впадлу что ли?

Проверка на лоховскую масть? (Наехать на меня хочешь?)

Я тебя как нормального пацана прошу!

Бал твой! Он оправдывается и называет тебя «нормальным пацаном». Если есть сигареты и не жалко дать, то можешь угостить. После его последних слов лохом, с которого стрясли сигарку, выглядеть ты точно не будешь. Если нет сигарет, скажи, что рад бы был помочь, но не куришь.

5. Не увлекайся

Если ты все сделал правильно и перевернул ситуацию, не дав себя сломать, то вполне разумно оперативно попрощаться и уходить. Иначе ощущение поражения может вызвать с его стороны новую волну нападок. Жми руку, желай удачи и сразу же уходи.

Внимание! После знакомства и рукопожатия могут снова последовать циклы очередных вопросов. Не исключено, что само знакомство было только уловкой, поэтому до самого конца надо быть бдительным и не расслабляться. Сколько бы таких циклов ни было, твоя задача одна - не предоставлять повод. Не оправдываться, не отвечать на вопросы, не выполнять просьбы, не срываться на высокие тона. Оставайся вежливым и спокойным. В случае его ухода от конкретизирующего вопроса продолжай требовать ответа. Задавай вопросы типа: «Это наезд по беспределу?», «Решил проверить на лоховскую масть?».

И напоследок, как только удалишься от него в своем направлении - не оборачивайся, не глазей на гопника. Это может быть расценено им не совсем правильно, что может повести за собой продолжение неприятного разговора.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Это такая единственно возможная форма бытия.

Пацан — отнюдь не Гамлет: вопроса Быть или не быть? для него не существует. Он просто есть, помимо вашей воли, как торчащий из дверного косяка ржавый гвоздь, о который вы из года в год рвете очередную пару штанов, а выдернуть его не доходят руки. Гвоздь в какой-то степени определяет и ваше бытие: если б не он, вы бы, возможно, и не задумывались о покупке новых брюк. Так же и гопник: являясь неродственной вам сущностью, он добавляет лишнее условие в мировоззренческую картину вашего мира. А если вы живете в гетто, это условие становится для вас основополагающим.

Пацан — это точка, в которой преломляется ваше представление о мире и себе.

Пацан — он также и не Чернышевский: Что делать? — это не про него. Рефлексировать он не умеет, да и никакой он не особенный человек, а самый обыкновенный уличный пес. Без лишней помпы он просто бьет в торец — резко и лапидарно. При условии, конечно, что торец принадлежит более слабому индивиду.

Впрочем, объект агрессии может и превосходить пацана по физическим показателям. Однако, не имея существенного опыта общения с пацаном, бедняга, пусть на три головы выше и вдвое шире в плечах, попадает в искусно сооруженный гопником словесный капкан и оказывается притянутым за базар. Неслучайно простака на языке гопников сравнивают с крупным копытным: лось, олень, конь. Это тот самый случай, когда телесная мощь меркнет перед тонким искусством риторики. Ведь грамотно залечить тему, доказать лоху, что он не прав, внушить чувство вины и задавить базаром — искусство, постигаемое на районе с младых ногтей.

Пацан — он скорее такой Герцен районного масштаба. С той лишь разницей, что на вопрос Кто виноват? (или, в переводе на пацанский, Кто не прав?) у него всегда имеется четкий ответ.

Неправым, по версии пацана, всегда признается собеседник.

Не прав? Значит, встрял ты, пацанчик. А там, где встрял, гляди востро, в той позиции и лохом недолго оказаться.

Собственно, пацана заботит и ведет по жизни одна единственная дилемма: ПАЦАН ИЛИ ЛОХ?. Это главенствующий тезис, руководящий исследовательским инстинктом уличного хулигана. Это, если хотите, жизненная программа в самом ее лаконичном виде.

Если верить культурной традиции, в каждом из нас борются два начала: высшее и низшее. Одно стремится жить по понятиям, другое вечно тому препятствует и понятий не соблюдает. Поэтому гопник всегда и везде первым делом стремится разглядеть в незнакомце его главенствующую ипостась. Очутившись с гопником лицом к лицу на узкой тропинке, не стоит удивляться внезапному вопросу:

— Ты к чему стремишься?

Лох — это форма абсолютного небытия. Существо низшего ранга. Антиматерия пацанского мира.
Определить лоха легко. Такой всегда ведет себя соответствующе: начинает паниковать, жаться, брыкаться. К пацану же на кривой кобыле не подъедешь.

Нередко пацан предоставляет испытуемому право самостоятельно выбрать свою жизненную позицию:

— Слышь, ну ты в натуре определись: пацан ты или лох.

Для подобных ситуаций существует ряд довольно близких по смыслу интеррогативов: Ты кто?, Кто ты по жизни?, Кого знаешь?, Кто тебя учил?, Ты какой масти? и, наконец, хрестоматийный Ты с какого района?

Если жертва держит базар нечетко, пацан получает карты в руки и наседает:

— Ты, да ты сам себя под лоха подписал.
Затем следует стандартная процедура отъема средств и/или определения размера регулярных взносов на карман пацану.

На языке блатного мира, для коего гопник столь же близок, сколь и далек, слово пацан обозначает вора или человека, живущего по воровским законам — понятиям. Как мы уже знаем, понятия для обычного гопника — вещь достаточно условная.

Примечательно, что слово пацан или поц происходит из идиша, на котором оно когда-то означало (а может, и означает до сих пор) половой член. В понятии пацан, таким образом, заложена особая физиологическая миссия: это сильное, активное, дерзкое начало. В отличие от того же лоха — слабого и безвольного.

Так и старая пацанская поговорка обретает новый смысл:
НА СЛОВАХ ТЫ ЛЕВ ТОЛСТОЙ, А НА ДЕЛЕ — ХУЙ ПРОСТОЙ!

Как-то был случай часов 7 вечера...
Взяли с другом по бутылочке тоника и стояли культурно, выпивали возле магазина, тут вдруг подошел один из местных тянет руку поздороваться (как и все обычно).
Там пошли обычные вопросы: кто такие, откуда, по какому случаю выпиваете, потом подтянулись еще человек восемь разных возрастных групп, начали все задавать вопросы, кто на что горазд, кто о деньгах, кто о сотовых, кто о понятиях (кто по жизни), предлагались даже варианты (пацан, мужик, мужлан)...
Что делать в таких ситуациях?
Заранее благодарен.
М.

Все сразу не охватить, потому рассмотрим вариант «вольный» и вникнем в общие принципы боя на чужой территории. Это одновременно и основные принципы общения в камере – главное понять их суть. Итак:

Как вести себя при встрече с «гопниками»?
Кролики и удавы: Их оружие – наш страх
Наш страх оттого, что мы не знаем правил, по которым действует «тот» мир. Но мы заведомо их уважаем. Потому что это правила сильных – понятия. Мы уважаем мир сильных, мир воров и авторитетов. Но прямой доступ туда закрыт, полный свод понятий не доступен простому смертному. Мы их заведомо принимаем, но не знаем их принципов и норм. Вот тут вот собака и зарыта. Принимаем правила игры, не зная их. Естественно, что мало-мальски «наблатыканый» урод, будучи даже тщедушным доходом, зная пару «примочек», обыграет вас в два счета. Потому что вы согласились играть по его правилам. А человек, добровольно согласившийся играть по правилам, которых он не знает, называется лох.

Кто такие гопники
Слово, так надо понимать, происходит от известного «гоп-стоп» – что на фене означает разбой или грабеж, т.е. открытое завладение материальными ценностями. Разбой – с оружием, грабеж – без.
Гопники же не совсем преступники. Они следуют по тонкой грани – вначале «наезжают» на жертву «базаром», прощупывают ее, вызывают страх, замешательство. Причем делается это без прямой угрозы насилия – со стороны будет казаться, что гопник сама вежливость, а вы, наоборот, нервный, неуравновешенный, а то и вовсе агрессивный тип. В результате такого наезда жертва, как правило, сама отдает свое имущество – обычно небольшие деньги, мобильники, часы. Хотя для гопника это не главное – он может и ничего с вас не взять. Ему важно ощутить свое превосходство. Заставить вас его бояться.
Все часто находится на грани «шутки», разговора «по понятиям», так что затем при разборках всегда можно сказать – он мне сам отдал. Что нередко подтверждает и сама жертва:
– Ну да, я им сам отдал...
– Почему?
– Да не знаю...
– Они тебе угрожали? Говорили, что будут бить, отберут?
– Нет, не угрожали. Ну там..., ну говорили кто такой по жизни...
– Тогда почему ты им отдал?
– Не знаю...
Если вы в милиции, то опер начинает нервничать, а то и вовсе звереть, и, в конце концов, старается от вас избавиться. Юридических оснований нет. Если разборка среди братвы, то вы получаете статус лоха. А получить с лоха – святое дело для гопника. Он пацан, вы лох. По понятиям он прав. Разговор окончен.

Что отвечать на вопросы типа: «Эй, иди сюда!»
Это прямое приглашение к войне – т.е. война уже идет. Психологическая. Главное не струсить и не спешить подходить, даже если вы явно уступаете в силе. Хоть и не стоит открыто демонстрировать свою крутость. Кто начинает, тот и должен обосновывать свои действия. Поэтому, если вас только прощупывают таким образом, то надо перевести «беседу» в другое русло.
Итак, по ситуации – останавливаетесь или поворачиваетесь, одним словом, выражаете некоторую заинтересованность. Не подходите.
– Эй, сюда иди, я сказал!
Ответы типа «сам иди сюда» не годятся, как вы понимаете, если только вы не чемпион по боксу.
Стоите.
Подходят к вам. Страшно.
– Ты что, не слышишь? (отморозился, припух...)
Не обращаете внимания, морозитесь, типа, дальше:
– Могу чем-то помочь?

Мы не лохи
Если ваша «беседа» началась не с прямой провокации вроде описанной выше, то обычно гопник при встрече протянет вам руку – здоровается с вами типа по-пацанячи. Это обязывает вас быть в меру вежливым, ответить на первые вопросы. Чего он и добивается. Это один из главных трюков гопника – после такого жеста «доброй воли» он получает право «справедливо» возмутиться тем, что вы, например, не захотите с ним общаться. Плюс он сразу создает себе алиби – «Я к нему по-пацански подкатил, клешнями потрясли. Было ж так!?» – «Ну да…» – «И люди вон видели. А потом он начал понты мне строить…». 1:0 в пользу гопа.
Обламываем в самом начале. Это очень трудно выдержать – взгляд и протянутую тебе руку. Трафареты вежливости вбиты в нас глубоко. Рука сама тянется. Держимся. Смотрим в лицо. Улыбаемся.
– Ты кто?
Знаю, что это трудно, тем более если ваш оппонент явно вас сильнее или за его спиной толпа. Но вы ИМЕЕТЕ НА ЭТО ПРАВО. Правильный пацан не пожмет руку первому встречному, не узнав вначале, кто перед ним. В тюрьме вообще за руку не здороваются, например – а порядки тюрьмы для гопника это святое. И вы не обязаны жать первую попавшуюся лапу. «А может ты и не пацан вовсе – кто ж тебя знает» – намекаете вы. Но намекаете так, что у него нет права вас в чем-то обвинить. И к тому же у него закрадываются подозрения, что вы знаете правила игры.
Ваша главная задача оставаться в рамках ЕГО правил, обламывать гопника его же методами – не стоит взывать к общечеловеческой морали и цитировать Конституцию. В том и козырь гопника, что он навязывает вам свои правила и заставляет играть по ним на своем поле. Так что мы так и делаем – играем с серьезным видом в предложенную игру.

Наезд базаром
Если вас заведомо не пришли бить, то дальше следует часть вторая – «наезд базаром». В любом случае, если вы еще не лежите на асфальте, и с вами разговоры разговаривают, то значит все в порядке. Вас, в действительности, если и не боятся, то, по крайней мере, опасаются.
– ...вы кто такие, вы сами откуда?
– ...дай-ка телефончик посмотреть.
– ...есть деньги?
– ...по какому случае выпиваем?
– ...вы по жизни-то кто?

Мороз (Может быть пропущен)
Итак. Улыбаетесь ОБЯЗАТЕЛЬНО и говорите:
– Я тебя не знаю.
Идете (стоите) дальше.
Если это не сработало (скорее всего, что нет) и вопросы продолжаются, а интонации усиливаются, дальше надо переходить в наступление:

Лучшая оборона – нападение
Универсальный ответ – работает всегда:
– С какой целью интересуешься?
Важно понять и запомнить главное – чтобы на вас напасть нужен повод. Агрессия без повода – беспредел. От вас ждут повод. Пока вы его не дали, вы в безопасности.
Ни в коем случае не идти ни на малейшую уступку – не отвечать ничего. НИ НА ОДИН, пускай даже совершенно невинный, ВОПРОС. Как только вы ответили что-то, пускай даже самое нейтральное, но по сути вопроса, и захотите прервать разговор впоследствии, у агрессора появляется «моральное право» обвинить вас в неуважении к себе, т.е. получить это самое право перейти к жестким действиям. Вы ведь разговор «поддержали», а потом отказываетесь продолжать. Не красиво.
Прямой ответ на свой вопрос вы, конечно, не получите. Масса вариантов дальнейшего развития:
– А что, западло с пацанами побазарить?
– Ты что, грубишь?
– Ты меня не уважаешь?
– Я не понял...

Никогда не оправдываться
Во всех случаях нужно «тупо» продолжать свою тему. Ни в коем случае, снова же (см. выше) не отвечать на вопросы – «я тебя уважаю, но...», «я не грублю, но...». Ваше «но» будет сразу расценено как слабость. Если дальше последует фраза «А что это ты оправдываешься? Чувствуешь за собой что-то?» или ей подобная, то вам на нее уже ответить будем нечем. Это 100% трюк – уже не имеет значения, что вы отвечаете или просто молчите, все будет повернуто как попытка либо оправдываться, либо грубить.
– Я не оправдываюсь, – смотрите на себя со стороны, сами понимаете, что звучит это просто тупо. Но, тем не менее, говорите.
– Обоснуй.
– Почему я должен обосновывать?
– Потому что ты оправдываешься.
– Да не оправдываюсь я!
– А сейчас ты что делаешь?
– Я... ну... да ну тебя! Я не хочу с тобой разговаривать.
– О, да ты еще и грубиян...
Все. Дальше либо бегство, либо избиение, либо унижение с изыманием материальных ценностей.

Ломаем ситуацию
– Что, западло с нормальными(!) пацанами побазарить? – это вероятный ответ на вашу контратаку.
Помним – никаких «нет», «не», и тем более «но».
– Ты не ответил на мой вопрос.
Не лишним будет продолжать улыбаться.
– А ты на мой.
– Собираешься по беспределу наехать?
– Ты меня в чем-то обвиняешь?
– Ответь на мой вопрос. Имею право поинтересоваться?
Обратите внимание – именно «поинтересоваться». «Спросить» имеет двойной смысл на фене – спрашивают с кого-то за что-то, что сразу же будет расценено как наезд – «Имею право спросить». – «Что? Спросить с меня? За что? Обоснуй». Все, снова же тупик, вы в торбе.
– Для себя интересуюсь.
«Для себя интересуюсь» – дежурная фраза-ответ на вопрос «с какой целью интересуешься?». Все прекрасно. Как только вы услышали что-то подобное, враг дрогнул – вы заставили «правильного пацана» оправдываться. Теперь главное не перегибать палку.
– Я тебя не знаю.
Ни в коем случае не продолжать эту фразу: «и не собираюсь с тобой разговаривать», «почему я должен тебе отвечать», «это не твое дело». Только тупо нейтральные фразы. Пока вы не дали формального повода для войны, вы в более выгодном положении.
Улыбаться перестаем, всем видом показываем, что разговор окончен.

Держать позиции
Цикл может повториться в разных вариациях. Вы просто держитесь за свою позицию, смысл которой – КТО НАЧАЛ РАЗГОВОР, ТОТ И ДОЛЖЕН ОБОСНОВЫВАТЬ ПРИЧИНУ.
По сути же, причина ОДНА, и вы о ней должны помнить – СПРОВОЦИРОВАТЬ ВАС И ПОЛУЧИТЬ МОРАЛЬНОЕ ПРАВО напасть, оскорбить, унизить, ударить, отобрать. Но, естественно, «правильный пацан» никогда ее не озвучит, потому что тогда он сам признает себя беспредельщиком. А это уже не по понятиям – правильные пацаны не чинят беспредел. Т.е. вы задаете вопрос, на который он не может ответить, но, по его же правилам, обязан. В шахматах это называется «вилка» – одной фигурой нападаем на две. Противнику остается выбор только в том, какую фигуру потерять.
Дело в том, что признать, что цель подката была наехать, как вы понимаете, нельзя. Гопник должен соблюдать законы воровской дипломатии и оставаться в пределах закона. Промолчать или уйти – по сути, означает молчаливо признать, что все именно так и было. А это – опуститься в глазах товарищей и своих собственных.
Это ваша чистая победа. Но никто не хочет быть побежденным, хоть такой разворот событий вполне вероятен. Признание поражения, конечно, может быть компенсировано оскорблениями или обещаниями «еще встретиться» – это последняя попытка вас спровоцировать. Просто молчим.

Не прогибаться
Ни в коем случае не выполнять мелкие просьбы – по любым понятиям вы можете требовать изложить вначале причину либо квалифицировать это как прямой наезд. О чем вы должны прямо сказать.
– Подай мне стакан.
– ...
Молчим, улыбаемся. Ждем обвинений…
– Тебе в падлу, что ли?
... и переходим в контратаку.
– Проверка на лоховскую масть? (или: – Наехать на меня хочешь?)
– Я тебя как нормального пацана прошу.
Вы заработали балл, он оправдывается. И при всех называет вас «нормальным пацаном». Еще один балл.
– А-а. Извини, не понял. На.

Ничья на чужом поле – это победа
Если же побежденным быть не хочется, то гопу остается только одно –
1. либо начать вас бить, что переносит его в разряд правонарушителей с точки зрения закона или в разряд беспредельщиков с точки зрения понятий. Это ему не надо, потому что гоп всего лишь хочет возвыситься за счет вашего унижения.
2. либо «признаться» в том, что цель была иная – познакомиться, пообщаться, вместе провести время. То есть уйти от поражения. Что и требовалось. Ничья на чужом поле нас вполне устраивает.
«Вилка» – он уже выбирает только между тем, какой вариант поражения принять. Скорее всего он не дурак.
– Не знаешь меня? Ну так давай познакомимся.
Можно пожать лапы.

Не увлекаться победой
Если вы ощущаете перелом, то вполне можете дать ему возможность реабилитироваться в своих глазах и глазах пацанов. Так и нужно сделать – иначе ощущение поражения, скорее всего, приведет к новой волне агрессии, которую базаром уже не остановить.
После знакомства, правда, могут снова последовать циклы тех же ответов и вопросов, а само знакомство было только уловкой – просто надо быть БДИТЕЛЬНЫМ и ни в коем случае не расслабляться. Сколько бы таких циклов не было, ваша задача одна – не предоставить повод. Повторюсь – это значит:
Не оправдываться.
Не отвечать на вопросы.
Не выполнять просьбы
Не срываться на «высокие» тона – оставаться вежливым и спокойным.
Продолжать требовать ответа на свой вопрос.
Задавать «неудобные» вопросы.

Улыбаемся
Заметьте – улыбаемся. Это важно. Это сбивает с толку, заставляет нервничать нападающего. Это заставляет его опасаться и действовать осторожно – «чего это он лыбу давит? Может знает чего? А сам под дурачка косит...»

Даже если...
Если же вы встретили полных отморозков, то тут разговаривать вам долго не придется. Но в действительности такие экземпляры крайне редки – это психическая патология. Практически у любого человека есть табу на необоснованную агрессию. Т.е. всегда нужен повод, пускай самый смешной или надуманный. Об этом же говорят и понятия.
Даже если вы пострадаете, то, во-первых, сохраните свое достоинство, уважение в лице друзей и самого себя. И даже врагов, что немало значит в перспективе. И, во вторых, и закон, и понятия оказываются на вашей стороне, и вы вполне можете потребовать сатисфакции, набравшись сил, например, в виде поддержки друзей. Вы уже не лох, а воин, всего лишь проигравший бой, но не всю войну.

Ошибки
Стратегические ошибки здесь возможны две:
– страх возьмет верх и вы сдадитесь, начав бормотать что-то нечленораздельное и с готовностью отдадите все, что у вас «попросят».
– вы почувствуете себя на коне и решите развить успех, превысив допустимую дозу наезда – скорее всего, будете в таком случае побиты.

Проверка пройдена
Если же вы ошибки не допустите, и ваш «оппонент» сам не свалит с поля боя, то вы вполне можете обрести новых друзей, а то лучших кентов.
А если уж перелом произошел, то может и не стоит отказываться от дальнейшего развития событий – вполне вероятно, что вам предложат вместе попить пивка, поразвлекаться.
Не зря ж этот человек подошел именно к вам. Ничего случайного в мире не происходит.
Так и бывает нередко – если пройдена проверка на «пацанячесть», вы становитесь не только равным, но и уважаемым равным. В толпах гопников обычно один-два «настоящих» пацана, остальные – прилипалы. Лидер это всегда знает и ему с ними, в общем, не интересно – это его же жалкие копии.
Потому вас вполне честно и искренне могут захотеть в друзья.
Выбор ваш. Если нет, то нет. Похлопали друг друга по плечу, а то и обнялись по-братски. Базар окончен, расход.

Правило последнее и самое главное
(Т.Белоус, В.Туляков )
На тебя наехали?!! Инструкция
Защита от разбойного нападения, нападения хулиганов (Александр Бурьяк )

Светлана Стивенсон
Жизнь по понятиям: «реальные пацаны» и их моральные правила

Светлана Абрамовна Стивенсон (р. 1962) - социолог, доцент Университета Лондон Метрополитен. Автор монографий « Crossing the Line . Vagrancy, Homelessness and Social Displacement in Russia » (2006 ) и « Gangs of Russia. From the Streets to the Corridors of Power » (2015).

Хотя время «реальных пацанов» - членов бандитских группировок, казалось бы, ушло в прошлое и сейчас в России на авансцену низового насилия вышли новые агенты, будь то бойцы Новороссии или часть сторонников «Антимайдана», след 1990-х - времени пацанов - остался в культуре и общественном дискурсе. Популярная культура все больше романтизирует уходящую натуру (особенно это проявилось в недавнем массовом успехе сериала «Физрук», повествующем о бывшем бандите, устроившемся на работу в школу, вызывающем уважение и даже восхищение у учителей и учеников своей брутальной маскулинностью и «естественным» чувством справедливости). В комментариях представителей либеральной интеллигенции о происходящем в стране мы встречаем частые ссылки на пацанов и их понятия, особенно, когда говорящие указывают на поведение властей, связанное с агрессией, пренебрежением формальным правом, откровенным обманом, преследованием тех, кто определяется как враг, и безусловной верностью «своим», страху потерять лицо и, как следствие, эскалацией насилия. Власти, как утверждают комментаторы, ведут себя «по-пацански». Вот, например, цитата из Леонида Радзиховского по поводу кризиса в отношениях России и Запада:

«Главный просчет Путина - это неумение предвидеть реакцию Запада, конечно. Он был уверен, что Запад - это слабаки, это трусы, это жадные и жалкие ничтожества, ни на что не годные, которые при малейшем на них напоре тут же сложат лапки и уползут под стол. Ну, короче говоря, жалкие беспомощные ботаны, которые при появлении реального пацана будут только очки протирать, извиняться и просить пардону» .

Или мнение Станислава Белковского по тому же поводу:

«Но можно ли было не проучить этих высокомерных людей, западные элиты, думающие, что им позволено все, а народам второго сорта (которыми они считают русских и еще много кого) - ничего? Так было, но так не будет. Потому что пацан» .

Нередко можно прочесть и утверждения о том, что «нами правит шпана».

Из этих и многих других сходных комментариев очевидно, что, по мнению их авторов, образованному слою и его «цивилизованному» поведению противостоят представители слоев с фундаментально другими правилами и принципами поведения, обозначаемыми ими как «пацанские». Эти слои находятся как на самом низу, так и на самом верху российской социальной структуры.

Но что в действительности представляют собой моральные понятия «реальных («правильных», «конкретных») пацанов»? И какого рода тип властных отношений создается на их основе? В настоящей статье я анализирую данные исследования организованных преступных группировок, проведенного в Казани в 2005 году совместно с казанским социологом Александром Салагаевым и его учениками Александром Шашкиным и Рустемом Сафиным . В рамках исследования мы опросили 32 членов различных казанских группировок в возрасте от 17-ти до 35 лет. В числе тем, поднимаемых в ходе углубленных интервью, были понятия. Мы спрашивали респондентов о понятиях, как они применяются, а также просили рассказать о том, в каких ситуациях насилие является допустимым, а в каких нет.

Казанские группировки как патримониальные кланы

Казанские группировки зародились в конце 1960-х годов и обрели всесоюзную известность в связи с судом над группировкой «Тяп-Ляп», состоявшимся в 1978-1980 годах. Эта банда, выросшая из дворовых групп молодежи, проживавших в районе местного предприятия «Теплоконтроль», занималась уличным насилием, кражами, грабежами, вымогательством у работников сферы обслуживания, охраной деятельности советских теневых предпринимателей. В конце 1980-х - начале 1990-х годов многочисленные казанские группировки трансформировалась в бандитские формирования, занимавшиеся преимущественно рэкетом. Сходные структуры возникли в других городах Татарстана, Поволжья и по всей России. Лидеры группировок и подчиненные им группы очень быстро оторвались от своих территориальных корней и уже в начале 1990-х стали распространять свою деятельность на близлежащие регионы, на Москву и Санкт-Петербург, создали форпосты за рубежом. Они предоставляли «крыши» для крупного бизнеса, участвовали в различных нелегальных схемах по уходу от налогов и отмыванию денег, действуя нередко по заказу государственных структур, и постепенно вросли в легальный бизнес. Однако местные молодежные структуры, «улицы» и их союзы продолжали существовать на территориях, ставя «крыши» мелким и средним предпринимателям, занимаясь разнообразной преступной деятельностью (мошенничеством, грабежами, кражами и уличной преступностью).

К моменту исследования прежняя власть группировок уже сильно ослабла. После ряда процессов над организованными преступными сообществами Татарстана, происходившими в 2000-х - первой половине 2010-х годов, группировки потеряли значительную часть своих лидеров и влияния. Те же из лидеров, кто не пал жертвой попыток государства ликвидировать организованную преступность, сделались известными предпринимателями, депутатами Государственной Думы, руководителями крупных общественных фондов как в Татарстане, так и в Москве. Тем не менее основные группировки - «Хади Такташ», «Перваки», «Соцгород», «Мирновские», «Борисковские», «Шатуровские» и многие другие - по-прежнему существовали и существуют до сих пор, действуя главным образом на окраинах города. Территориальные формирования группировок занимаются разными видами силового предпринимательства : «крышуют» игровые салоны, фирмы по обналичке, таксистов и небольшие автотранспортные компании, а также перепродают мобильные телефоны, контролируют проституцию, организуют нелегальные уличные парковки, занимаются продажей наркотиков. Группировкам на законных основаниях принадлежат авторемонтные станции, кафе и магазины. Младшие члены по-прежнему вымогают деньги у так называемых «лохов» (в основном своих ровесников, не пацанов), занимаются квартирными грабежами и кражами.

Казанские группировки многоэтничны, они включают в себя представителей всех автохтонных этнических групп, живущих в городе (в основном это русские и татары), но исключают участие девушек и женщин. Членство в них начинается в 16-17 лет, но после 25-30 лет многие пацаны отходят от активной жизни группы и встречаются со своими товарищами лишь эпизодически. При этом статус члена группировки дает им возможность пользоваться поддержкой последней до конца жизни. Из группировки можно выйти официально, но это сопровождается ритуальным насилием (жестоким коллективным избиением), а иногда и финансовым штрафом. Молодежь в группировках разделена на возрастные когорты, руководимые так называемыми «смотрящими за возрастом». Общее руководство в группировке осуществляют старшие члены, авторитеты, а во главе всей группировки стоит лидер.

Территориальные структуры группировки и внетерриториальные формирования, находящиеся в непосредственном подчинении у лидеров, образовывают разветвленные сети. Они связаны, несмотря на все разнообразие входящих в них форм, общими корнями, уходящими во многих случаях в позднесоветский период - время образования большинства группировок. Эта связь обеспечивается не только обязательными отчислениями в центральный «общак», которые делают территориальные группы, но и общей идентичностью, преданиями об отцах-основателях, славном прошлом группировки и представлениями об узах «пацанского братства», скрепляющих всю группировку снизу доверху. И, хотя интересы верхушки группировки, лидеров и авторитетов, давно не связаны исключительно с Казанью и Татарстаном, они могут сохранять заинтересованность в воспроизводстве территориальных молодежных объединений как ресурса насилия. «Авторитеты» время от времени посещают сходки местной молодежи, принимают участие в организации ритуальных «войн» между улицами и следят, чтобы территориальные группировки воспроизводились как мобилизованные структуры, обладающие определенной неформальной властью на территории. Они оказывают им помощь в организации нелегального бизнеса (используя связи с местными властями и полицией), помогают освобождать из полиции задержанных членов группировок или разваливать уголовные дела.

В целом группировка, экономика которой держится на силовом предпринимательстве и других видах как криминальной, так и легальной деятельности, это не бизнес-структура, а патримониальный клан. Понятие патримониализма было предложено Вебером для описания отношений традиционного господства, основывающегося на личной власти патриарха и преданности ему со стороны членов расширенного домохозяйства или племенного альянса . Лидеры группировок (в большинстве случаев сами вышедшие из молодых «пацанов» в конце 1980-х - начале 1990-х), не главы корпораций, а скорее вожди кланов, в которых экономические, социальные и властные отношения находятся в неразрывном единстве. Лидер группировки - это сильный и расчетливый правитель, обладающий безусловной властью. Как говорили опрошенные пацаны, главное качество лидера - это умение демонстрировать силу. При этом сила лидера должна признаваться как внутри группировки, так и за ее пределами:

«Лидер не выбирается, он выдвигается, то есть показывает свою силу и держит власть в своих руках. Сила - это главное качество лидера, сила во всем: в здоровье, в мышцах, в уме, в связях» (Ильсур, 26 лет).

В глазах пацанов лидер по-отечески направляет и защищает членов группировки, организуя при этом связи с внешним миром и не давая группировке ослабнуть.

Клановое единство было крайне важным для группировщиков. Они часто называли свои организации «школой жизни», идеальным сообществом, морально возвышающимся над современным городским обществом, в котором люди живут вне правил, вне закона (понятий ), думая только о собственных шкурных интересах. При этом для них группировка - это не только место зарабатывания денег, не только возможность сделать «ход конем» на шахматной доске социальной мобильности с помощью криминального насилия. Это особый мир, в котором материальное и эмоциональное, трудовые будни и героические подвиги, подчинение авторитетам и осознание себя в качестве «братвы», мужского братства, тесно переплетены.

Система понятий

Понятия создают основу социального порядка в группировке, будучи при этом не сводом инструментальных норм, делающих возможным эффективное осуществление силового бизнеса, а целостным мировоззрением. В них воплощен взгляд на мир и поведение в нем, который возникает у членов сообщества в процессе сосуществования в одной социальной среде. Члены группы говорили о том, что они живут по понятиям . Понятия (которые я рассматриваю в рамках этнометодологической традиции), как любые другие моральные правила, создают общее мировоззрение сообщества, культурное единство его членов . При этом моральные правила не передаются в рамках устной традиции (хотя конкретные формулировки понятий, как, например, «пацан сказал, пацан сделал» или «пацан всегда прав» называются в виде моральных максим). Их нельзя вывести из так называемого воровского или тюремного закона. Им обучаются в процессе повседневной совместной жизни. Не представляют собой понятия и некие непреложные законы. Скорее они отражают интуитивно угадываемые принципы группового поведения. Понятия, используя выражение этнометодолога Лоуренса Видера, представляют собой не свод конкретных предписаний, а «схему, которая производит реальность» . Но эта схема не видна самим членам сообщества, ее, по мнению Видера, должен выявлять исследователь, трактуя изложения правил участниками группы и их поведение, которому они сами дают моральные оценки.

Когда мы спрашивали пацанов о понятиях, многие с готовностью их перечисляли, но подчеркивали при этом, что все понятия назвать в принципе невозможно:

«Я бы мог попробовать разложить по полкам, в чем заключаются пацановские понятия, но боюсь, это просто невозможно. Лично у меня ушел не один год, чтобы разобраться во всем этом, и для этого нужно вести такую же жизнь, как и мы» (Женя, 24 года).

По словам Цыгана (24 года), «невозможно описать в двух словах то, чему учишься годами». Понятия применяются членами группы творчески, в зависимости от ситуации. Считается, что практически любое поведение, любую точку зрения можно защитить, если уметь обосновать свое мнение ссылками на понятия, «уметь правильно говорить». При этом, когда участники исследования перечисляли понятия, они ссылались на них как на моральные максимы (как, например, вышеназванная формула «пацан сказал, пацан сделал»), не истолковывая, откуда берутся и на что направлены различные предписания. Такого рода максим очень много, но в их основе лежит фундаментальная схема восприятия жизни и поведения, которая скрыта от самих участников, но которую может попытаться выявить исследователь.

Без понимания основополагающих принципов невозможно понять роль отдельных предписаний в мировоззрении членов группы. Например, в числе понятий назывались такие предписания, как запрет для пацана работать кондуктором на транспорте, продавать собственные старые вещи и обязанность драться, если его назовут торговцем (барыгой). На что указывают эти максимы? Может быть, они связаны с тем, что пацан не может признать материальную нужду, соглашаясь на низкооплачиваемую работу кондуктора или продавая старые вещи? А почему группировщик должен драться, если его назовут барыгой? Связано ли это с культурным наследием воровских норм, по которым торговля считалась недостойным занятием? А на что указывают требования к пацанам быть физически сильными, не увлекаться алкоголем и не употреблять наркотики? Является ли это отражением потребностей их силового бизнеса, необходимостью физически защищать свою часть рынка нелегальных услуг?

Из разговоров с членами группировок, из описаний ими понятий и ситуаций, в которых они применялись, стали понятны другие принципы их мировоззрения, лежащие в основе этих конкретных моральных максим. Запрет работать кондуктором, продавать старые вещи и необходимость драться, если тебя назовут барыгой связан, как представляется, с действием фундаментального принципа поведения в качестве представителя аристократической группы и неотождествляемости с доминируемым населением. Статус члена элитного сословия воинов (к которому относят себя пацаны) запрещает продавать старые вещи и работать в сфере обслуживания. Необходимость быть физически сильным и избегать употребления алкоголя и наркотиков соответствуют фундаментальному принципу контроля над телом и речью этого воинского клана.

Итак, вот моя собственная реконструкция фундаментальных принципов группировки и ряда соответствующих им понятий.

Поведение в качестве представителя аристократической группы, неотождествляемость с доминируемым населением . При встрече с пацанами из других группировок пацан всегда должен назвать себя и свою группировку. Если его спросят, с какой он улицы, он не может сказать: «Я не с улицы». Пацан не может потерять лицо, убежать от тех, кто на него нападает, он не может подвести свою улицу. Пацаны не могут драться с группой не пацанов, извиняться перед ними, даже если сами не правы. Пацан всегда прав. Он должен уметь «правильно говорить» и подкреплять свои высказывания ссылками на понятия.

Пацан не может совершить ничего, что бы приравняло его к представителям доминируемых категорий, сверстникам не пацанам (лохам) или торговцам и бизнесменам (барыгам, комерсам). Он не может показать, что он боится драки, не может быть жертвой вымогательства; если он испытал унижение, он должен отомстить. Если кто-то назовет его лохом, барыгой или комерсом, он должен ответить на это насилием.

Контроль над телом и речью. Пацан не может употреблять наркотики или неумеренно употреблять алкоголь. Молодежь не должна курить. Пацан должен следить за своим внешним видом, иметь опрятную и практичную одежду. В некоторых группировках наказываются молодые пацаны, не чистящие свою обувь.

Пацан должен отвечать за свои слова, «следить за базаром». Он не должен бросаться словами. Все намерения, утверждения, угрозы и обещания должны незамедлительно осуществляться. Достав оружие, пацан должен быть готов его применить. Если пацану задают вопрос, он должен отвечать на него прямо, не задумываясь и не отвечать вопросом на вопрос.

Верность группировке. Пацан должен всегда поддерживать других членов группировки, помогать попавшим в беду товарищам. Он никогда не должен подвергать своих друзей опасности и доносить на них в полицию. Он должен стремиться предотвратить любой личный конфликт в группе, помогать разрешать споры между товарищами и не вступать в драку с ними (за исключение игровых, несерьезных драк). Он не может врать или красть у своих. Он должен делиться своими доходами с нуждающимися товарищами, даже с теми, кто отошел от повседневной жизни группировки.

Подчиненное положение женщин. Девушки и женщины не могут быть членами группировки. На территории, контролируемой группировкой, не должно быть женских преступных групп. Подруги пацанов не могут присутствовать на сходках. Дела группировки всегда имеют приоритет над личной жизнью. Пацаны не могут вступать в конфликт с другими пацанами из-за женщин (за исключением защиты близких родственников, таких, как мать, сестра или жена). Если пацан заигрывает с девушкой другого пацана, тот может только попросить его этого не делать, но не может вступать с ним из-за этого в драку. Пацану нельзя заниматься оральным сексом со своей женщиной: если его товарищи узнают об этом, то могут исключить из группы.

Помимо представлений о содержательных сторонах морали и справедливости, пацаны называли процедурные нормы группировки. Об этих нормах тоже говорилось как о понятиях, имеющих статус совместно выработанных моральных правил, поэтому я так же отношу их к фундаментальным принципам.

Внутригрупповая демократия и справедливость . Пацаны должны уважать старших пацанов и подчиняться смотрящим и авторитетам. Спорные ситуации должны разрешаться демократически: всеми членами группировки на сходняке или авторитетами. Решения должны приниматься на основе понятий. Запрещено унижать или наказывать младшего «по произволу и беспределу». Нельзя наказывать пацана за одно правонарушение больше одного раза. Старшие члены не могут использовать общак младших возрастов.

Социальная и этническая инклюзивность группировки . Группировка должна принимать всех молодых людей, которые хотят в нее войти, если они готовы жить по понятиям и не имеют в прошлом правонарушений - зихеров (как, например, трусость в драке или несопротивление вымогательству). Нельзя отказывать в приеме по любым другим основаниям, включая этническое или семейное происхождение. Любой человек, включая молодых людей из семей полицейских, может войти в группировку. (Отмечу, что прием в группировку не сопровождается особыми ритуалами, клятвами или целованием кольца, а производится на основе местной уличной репутации.)

Автономия вне организации. Пацан может и должен иметь широкие социальные связи вне группировки и использовать их во благо группировки. У него есть право на частную жизнь, он может иметь семью, собственность и проводить свое свободное время так, как хочет. Он может работать там, где хочет (за исключением правоохранительных органов, торговли и сферы обслуживания) и общаться, с кем хочет, за пределами группировки, включая членов других группировок - если те не враждебны его группировке. Он может вступать в политические партии и движения. Пацан может также зарабатывать на жизнь любой преступной деятельностью, не связанной с бизнесом группировки.

Квазиплеменная моральная система

Понятия поддерживают социальный порядок группировки - но какой именно? На что указывают те фундаментальные принципы, которые были выделены как лежащие в основе конкретных правил?

Американский социолог Рэндалл Коллинз предложил использовать для описания уличных шаек веберовское понятие патримониальных альянсов . Это тип социальной организации, который можно найти в отрядах греческих воинов, в античные времена объединявшихся для совершения набегов на городские поселения Средиземноморского бассейна. Другой пример - отряды викингов-завоевателей в раннем Средневековье. В современном государстве такие альянсы до сих пор существуют в тех областях, где либо государственные институты не действуют совсем, либо их действие неэффективно. Таким является пространство улицы, на которой в основном и действуют молодежные группировки.

Действительно, социальный порядок группировки - это порядок мужского воинского альянса. Члены группы должны быть верными ей, демонстрировать доблесть и личную ответственность, их отношения основываются на примитивной демократии и принципиальном равенстве статусов среди братьев-воинов. Любые различия между ними (будь то этнические или социальные) не признаются, за исключением возрастных статусов.

В отношении подчиненного населения (а к нему относятся как сверстники не пацаны, так и предприниматели) члены клана становятся в позу аристократического превосходства. По праву сильного и опираясь на собственные представления о должном, они взимают с них дань. По выражению пацанов, очень точно характеризующем природу властных отношений (и не только в бандитской группировке!), это называется «загрузить по понятиям и развести на деньги». Требования пацанов не основываются на гипотетическом социальном договоре, контракте. Власть группировки держится в первую очередь на насилии. Это тип власти как насилия, власти, которая требует безусловного подчинения, а не согласия . В отношениях с окружающим населением понятия используются главным образом для оправдания взимания дани («Х должен нам платить, поскольку это наша территория», или «Х должен нам платить, если он хочет успешно работать», или «Х должен нам платить, потому что он нарушил наши правила»). При этом такое осуществление власти не исключает, что подчиненные группы могут также использовать властные и социальные ресурсы группировки в своих прагматических целях: например, для того, чтобы с помощью «крыши» уходить от налогов или избавляться от конкурентов. Не противоречит это и интересам пацанов: для них важно стабильное экономическое существование компаний или отдельных предпринимателей, за счет которых они живут и которому они готовы содействовать.

Пределы беспредела

Понятия пацанских племен не распространяются на чужаков. Лишь крайние проявления насилия против лохов или барыг, как и насилие против женщин, детей и стариков, осуждаются группировкой как беспредел. Такой беспредел подрывает аристократический статус членов группы. Тем не менее мы не раз слышали о случаях беспредела, оправдываемых группировщиками как эксцессы, связанные с так называемым «адреналином», мешающим вовремя остановиться, или тем, что жертвы так или иначе нарушили «пацанские понятия». Некоторые группировщики были более склонны к насилию, некоторые менее, но возможность его применения всегда подразумевалась в качестве аргумента. Отношение бандитов к беспределу, на мой взгляд, слишком романтизируется и в массовой культуре, и в академической литературе о криминальных организациях. Мир бандитов часто представляется областью некоей естественной народной справедливости. На самом деле моральные представления этого сообщества, по крайней мере когда речь идет об отношении к не пацанам, весьма растяжимы. Мир пацанов, с его брутальной маскулинностью и признанием обязательств исключительно перед своими, - это не мир универсальной или даже традиционной патриархальной морали.

Ильнар (35 лет) выразил свои весьма гибкие представления о допустимости насилия следующим образом:

«Бить можно всех, но это уже беспредел. Если ты не отморозок [человек, нарушающий понятия. - С.С.], то на крайняк, детей и баб бить не станешь, хотя бабы сами ведут себя так, что приходится прикладываться. Насилие меняет поведение человека, заставляет его думать о том, что он делает. Наш человек, пока его не от... плохо понимает. Сам я к битью прибегаю часто, и до чужого мнения мне по … кого хочу, того и бью».

Похожие взгляды высказал Богдан (23 года):

«Так вот однозначно сказать нельзя, что вот его бить можно, а его - нельзя, все зависит от ситуации, в которой ты оказался... Я насилие применял по отношению к тем, кто меня старше, и кто младше, и к женщинам, но всегда было, за что их наказывать, поэтому я себя отморозком не считаю».

Кирилл (25 лет) высказал несколько менее кровожадные, но тоже достаточно гибкие взгляды на возможность применения насилия и способы улаживания конфликтов:

«Я предпочитаю решать вопросы мирно, без кровопролития, хотя мы в любой момент можем приехать и покрошить всех в мелкий винегрет. Надо уметь находить верное решение, идти на взаимные уступки. Но больше я предпочитаю ставить человека в ситуацию, в которой он, по понятиям, не прав, таким образом можно улаживать многие конфликты».

В конечном счете ограничения на применение насилия не являются внешними, а признаются самой группировкой. При этом любое насилие, по-видимому, нуждается в некоем моральном обосновании, и в насилии пацанов, как правило, оказывается виновата сама жертва, якобы провоцирующая их неправильным поведением, своим непониманием или сознательным нарушением понятий.

В отношениях с внешним миром моральные правила членов группировки всегда должны работать в их пользу. Группировщики, как воины из гомеровского эпоса или герои античной трагедии, не испытывают вины за то, что они делают по отношению к чужакам. Как показал Виктор Ярхо в работе «Была ли у древних греков совесть?», только бесчестие или публичное унижение могут вызвать у героев моральные мучения . У них нет универсальных представлений о морали, возникших позднее в христианской культуре. Нет ее и у современных городских воинов - пацанов.

Пацаны могут лгать, обманывать, грабить и, если надо, убивать с весьма немногочисленными ограничениями. Тем не менее они считают, что без них общество погрузилось бы в полный хаос, беспредел. Вот что в этой связи сказал один из опрошенных - Гарик (24 года), - отвечая на вопрос, нравится ли ему Казань:

«Город мне нравится в основном потому, что здесь живут правильные люди [то есть люди, живущие по понятиям. - С.С.]. Сравнивая с Москвой, где очень много беспредельщиков, которым все по барабану, у нас в Казани многие придерживаются понятий, и поэтому у нас нет такого бардака, как в других городах».

Прагматика жизни, прагматика насилия

Ощущение морального превосходства над окружающими, возникающее за счет чувства принадлежности к консолидированной группе, соединяется у «реальных пацанов» с прагматическим индивидуалистическим мировоззрением. С одной стороны, они являются членами боевого клана, мобилизованного и дисциплинированного, а с другой стороны, каждый из них имеет массу различных интересов, простирающихся далеко за пределы группировки. Пацаны нацелены на индивидуальный успех, который они готовы достигать любыми способами, включая участие в легальных (учеба, работа) и нелегальных структурах. В их двойной, как в ДНК, спирали мобильности криминальное и легальное тесно переплетены. Они верят, что членство в преступных группах не мешает, а напротив, помогает социальному успеху, предоставляя исключительно полезные связи и возможности.

Группировщики были крайне прагматичными в том, что касалось поведения в сферах, где речь не шла о жизни группировки. Они были готовы играть по правилам, определяемым институтами школы, университета, места работы. Большинство опрошенных нами пацанов учились или работали. Некоторые из них работали на стройках и заводах, другие трудились в качестве менеджеров, а один из опрошенных был детским врачом. Пацаны рассказывали о том, как они сами или их знакомые пацаны пытались сделать политическую карьеру, ходили на собрания «Партии жизни» (в то время, когда мы проводили наше исследование, у нее, как казалось, были хорошие электоральные перспективы). Некоторые говорили, что хотели бы войти в «Единую Россию». В интервью они часто высказывали патриотические взгляды, осуждали те нации, которые были, по их мнению, враждебны России - в то время основными врагами считались прибалты и американцы. Некоторые из них высоко отзывались о деятельности Владимира Путина, особенно поддерживая его непримиримую позицию по отношению к тем, кто бросает вызов российским интересам. Незадолго до наших интервью произошел инцидент с детьми российских посольских работников в Польше, избитых неизвестными в варшавском парке. Путин немедленно выступил с осуждением этого акта как недружественного по отношению к России, после чего в Москве произошли несколько нападений на поляков (организованных, как многие полагают, членами движения «Наши»). Один из наших респондентов, Ильсур (26 лет), заметил в этой связи:

«Мне нравится Путин, потому что нравится, как он проводит жесткую политику по повышению имиджа России. Случай с избиением посольских детей в Польше и ответные меры - это просто классика уличных ответок. Путин показал, что он обид терпеть не будет, а таких везде уважают: и на уровне улиц, и на уровне мировых отношений».

Такое одобрение власти невозможно было бы услышать из уст представителей воровского сообщества, определявшего себя через полное противостояние государству. Но пацаны нисколько не отчуждены от власти - напротив, они ориентированы на поддержание широких социальных связей с людьми, которые имеют формальную власть. Группировщики гордились своими родственными и соседскими связями с представителями полиции, ГИБДД, местных властей (при том, что, конечно, доносить властям на членов группировки было категорически запрещено). Неформальные связи могли помочь в бизнесе, уходе от уголовной ответственности, защитить группировщиков в разных конфликтных ситуациях. Наличие родственника в полиции могло даже помочь пацану выйти из группировки без того, чтобы, как это принято, его ритуально избили бывшие товарищи. Обращение за такой помощью не считалось противоречащим понятиям.

Поведение пацанов там, где они сталкиваются с людьми, «имеющими за собой какую-то силу», прагматично. Сталкиваясь с человеком, который является родственником или другом полицейского или прокурора, с представителем воровского сообщества или с любым другим человеком, обладающим властным ресурсом, группировщик скорее всего будет пытаться предотвратить конфликт (если только это не грозит потерей лица). Пацаны никогда не будут вымогать деньги у такого человека.

Осуществляя насилие по отношению к слабым и неорганизованным жертвам (насилие, минимально ограниченное представлениями о беспределе), пацаны с уважением относились ко всем, кто обладал силой. Рассказы пацанов о драках и попытках вымогательства часто сопровождаются описанием того, как они пытаются сначала выяснить положение человека в местной системе формального и неформального насилия. Встречая потенциальную жертву, например, на улице, пацаны могут начать разговор с выяснения того, откуда этот человек, кого из влиятельных местных персонажей он знает и даже занимается ли он спортом.

Но во всех случаях - и когда сила за ними, и когда она оказывается не на их стороне - они пытаются использовать понятия для подкрепления собственной позиции. Например, напав по ошибке не на того человека (например, избив безо всякого повода пацана из другой группировки, что, по понятиям, запрещено), они могут пытаться объяснить дело тем, что тот якобы их оскорбил. Вымогая деньги у беззащитной жертвы и сталкиваясь с тем, что та неожиданно обретает защиту (в одном из описанных случаев у лоха оказался в родственниках криминальный авторитет), они могут настаивать на несуществующем долге, который они якобы пришли получить и который тот, кого они сочли лохом, в нарушение понятий отказывался платить. Пацаны никогда не видели в прямом обмане ничего предосудительного - более того, гордились им. Главным для них было выйти из любой ситуации победителями, и истории об успешном «разводе по понятиям» всегда излагались ими с большим воодушевлением.

При этом, как уже отмечалось, пацаны считали собственное общество высоко моральным, а лохов и барыг - слабыми, неорганизованными, неспособными на реальное сопротивление и не имеющими, в отличие от самих пацанов, никакой морали.

Заключение

Подводя итоги анализу мировоззрения пацанов и принципов осуществления насилия в их сообществах, мы можем сказать, что пацаны образуют на тех территориях, где действуют их группировки, властные кланы. В отношениях со сверстниками, не пацанами и предпринимателями, пацаны стремятся установить власть, осуществляемую не по консенсусу и не на основе некоего гипотетического социального договора, - это власть сильного, предлагающая слабому подчиняться собственному, весьма широко трактуемому, закону.

Мировоззрение пацанов предполагает осознание себя в качестве члена аристократической группы и создает ощущение морального превосходства по отношению к слабому, неорганизованному противнику или оппоненту при возможности всегда поступать в соответствии с собственными прагматическими интересами. Оно включает обязанность защищать своих - даже тех, кто находится на низших уровнях иерархии. Оно подразумевает веру в то, что все отношения строятся на силе, и требует постоянной ее демонстрации. Оно предполагает отсутствие моральных обязательств перед теми, кто считается чужаком, успешный обман которых является предметом особой гордости. Оно оправдывает стремление к выгоде без разделения криминальных и легальных средств ее получения. Таковы пацанские правила - и, похоже, их действительно разделяют не только «реальные пацаны